Герман Греф, глава Сбербанка, может вернуться в правительство
22 Февраля 2015 | Статьи | Просмотров: 916
Создание при правительстве центра управления реформами – новая идея, выдвинутая недавно Германом Грефом, может стать основанием для возвращения его в кабмин, возможно даже на пост премьера. Но и должность, если таковое В случае создания такого ведомства. Грефу предстоит стать главным реформатором, эффективно при этом продвигая инновации, выдвинутые им в качества министра экономразвития (эту должность он занял в 2000м, продержавшись на посту до 2007го) и реализованные в Сбербанке вполне успешно.
Пакет предложений Грефа относительно системной реформы госуправления, с которым он выступил на совещании у президента, вызвало в ведомствах и министерствах ощутимый резонанс: в нем видят конкурента, в том числе Медведеву, осуждают за либеральную позицию.
Однако его способности как хорошего менеджера и реформатора, готового активно продвигать реформы, сомнений не вызывают практически ни у кого. Особенно теперь, при нынешней экономической рецессии, вызванной внешними факторами в виде разного рода санкций, негативное влияние которых отрицать нельзя - и правительство обязано наконец создать внутренние стимулы для развития.
Не впервые публично Греф поднял тему неэффективности госуправления. Так, в октябре 2014-го он в рамках инвестфорума «Россия зовет» заявлял о «немыслимых» издержках из-за некачественного управления государством, которое приводит к тому, что не ощущается отдачи от гигантских средств, выделяемых на целевые федеральные программы (приведенная им цифра за 5 лет - 5 триллионов рублей).
«Я сам готов налогов платить больше и отправлять эти деньги туда, где они превращаются в нечто эффективное для нашего общества. Но проблема в том, что никто не верит в то, что будет создано нечто эффективное. Он призвал к обсуждению главной проблемы: как можно заставить налоги работать на общество и как помочь механизму госуправления стать более эффективным и компактным.
По поводу создания единого центра по генерированию решений, предложенного президенту Грефом, многие высказываются как о хорошей идее. Представители бизнеса считают, что сейчас остро нужна подобная площадка, где они совместно с представителями госучреждений и банковской сферы, представляли бы власти свои идеи и предложения. Другие же опасаются плохой корреляции работы параллельного властного органа с деятельностью правительства в целом, полагая, что создание внешнего относительно правительства центра для осуществления структурных реформ чревато ситуацией, когда произойдет отрыв операционной деятельности правительства от структурной реформы.
Сторонники создания центра высказывают также надежду, что у Грефа имеются идеи и на счет ситуации, когда альтернативный орган принятия решений будет создан, однако не изменится состав исполнителей. Надеются и на его решимость идти в претворении своих идей в жизнь до конца – от нее многое может зависеть. Впрочем, он на это способен вполне: это доказывает его первый решительный шаг в виде публичной презентации программы президенту. Часть чиновников и предпринимательского сообщества полагают, что прислушаться к Грефу президенту стоит, но сомневаются в целесообразности создания центра реформ. Высказывается мнение о назначении главы Сбербанка главой правительства с полномочным мандатом на проведение реформ, наделив его ответственностью не рядового министра, а премьера.
Страна ждет продолжения. По словам Д. Пескова, пресс-секретаря президентской администрации, предложений подобного рода имеется немало, и идея Г. Грефа может наравне с прочими получить развитие. Вопрос пока обсуждается, и дедлайн обсуждения не обозначен.
В активе Грефа – четкое понимание задачи, менеджерские навыки и отличный опыт (в том числе работы в бюрократической системе). А главное – великолепная осведомленность о положении дел в реальном секторе экономики. Деятельность в Сбербанке дала ему навыки ведения заседаний многочисленных кредитных комитетов, и он хорошо ориентируется в том, кому нельзя, а кому необходимо выдавать кредиты – то есть способен наладить эффективное распределение государственных средств.
В Минэкономразвития, сотрудники которого имеют опыт работы с несколькими министрами, полагают, что из них всех именно Греф отличается нацеленностью на всевозможные реформы и инновации. Чиновники министерства и ряд экспертов говорят о программе социально-экономического развития, представленная в 2000м президенту Центром стратегических разработок, которым руководил Греф, как о лучшей программе либеральных реформ из всех, продекларированных властями.
Сам Герман Оскарович признается, что ту программу удалось реализовать только наполовину. Часть инициатив, признанных особо либеральными (вроде разделения «Газпрома» на две компании, отдельно занимающиеся добычей и газотранспортной системой, против которого выступил Путин), вообще осталась без рассмотрения.
Для более нейтральных идей, поддерживаемых им, все сложилось иначе: было, например, предложено создать льготный режим для зарубежных автопроизводителей, и это обеспечило России создание целой отрасли фактически заново.
Многие характеризуют Грефа как самого последовательного из всех министров, приводя в качестве примера отстаивание им своих позиций в противостоянии с Минфином, принципом которого продолжает оставаться позиция «денег нет». Высказывается и такое мнение, что Грефу отчасти не повезло: годы, когда он осуществлял руководство министерством, были относительно благополучными, с выгодными ценами на нефть и быстрыми (высочайшими за весь период новейшей российской истории - 7,2% в среднем) темпами роста экономики. Поэтому предлагаемые им радикальные реформы быстро потеряли актуальность. Однако, пока ситуация позволяла, министр постоянно старался проводить реальные изменения через правительство.
Поводом для критики в адрес нынешнего главы Сбербанка сотрудники ведомства считают вспыльчивость его и резкость в суждениях, а также склонность перегружать подчиненных работой до ночи, в том числе в выходные. Это служило даже поводом к напряженным отношениям – например, с Михаилом Фрадковым в бытность его премьер-министром. Обоюдное недовольство доходило до раздражения: премьер подвергал Грефа постоянной критике в связи с нежеланием удвоить ВВП, а тот открыто не воспринимал некоторые взгляды начальника.
Когда правительство Фрадкова ушло осенью 2007-го с поста, возможно, это стало для Грефа импульсом оставить госслужбу: это связано с возникшей постоянной необходимостью преодоления бюрократических барьеров и отсутствием карт-бланша на проведение реформ. По поводу целесообразности назначения его руководителем Сбербанка у большинства наблюдателей были сомнения, но сам Греф считал, что вполне способен справиться: нужно лишь время, чтобы проявить эту способность.
И действительно, время убедительно показало потенциал экс-министра как великолепного антикризисного менеджера, сумевшего добиться создания эффективной управленческой команды, которая общими усилиями сделала «Сбер» современным преуспевающим банком.
Благодаря эффективной и слаженной работе команды менеджмента банк за последние годы улучшил финансовые результаты и реализовал ряд важных реформаторских проектов. К ним можно отнести приобретение активов за рубежом и оптимизацию структуры с запуском онлайн-Сбербанка, позволившим предоставлять интернет-услуги клиентам.
Это действительно подтверждают цифры из отчетности банка, свидетельствующие о росте прибыли до налогообложения, операционных доходов, чистой прибыли выросли с 2008го по 2013й более чем в три раза (в 2013м году объем чистой прибыли по МСФО достиг 362 млрд руб.). Увеличение активов демонстрирует еще более впечатляющие результаты: в конце 2013-го они достигли 18,2 трлн. против 4,9 трлн по итогам 2007-го. Зафиксирован рост объема средств клиентов за этот же период до 12,1 трлн руб. против 3,9 трлн.
В последнее время необходимость увеличения резервов приводит к снижению прибыли, однако эта ситуация коснулась и других банков. Восстановление показателей прибыльности вполне достижимо, но произойдет это только после улучшения состояния экономики.
Приведшие к закрытию внешних рынков санкции, безусловно, влияют негативно, однако Сбербанк может рассчитывать на стабильность хороших показателей по привлечению вкладов от физлиц, занимающему примерно 50% рынка.
Все это позволяет согласиться с мнением экспертов о Германе Грефе как о руководителе перспективном и способном влиять на ситуацию, в том числе посредством нестандартных ходов.
Пакет предложений Грефа относительно системной реформы госуправления, с которым он выступил на совещании у президента, вызвало в ведомствах и министерствах ощутимый резонанс: в нем видят конкурента, в том числе Медведеву, осуждают за либеральную позицию.
Однако его способности как хорошего менеджера и реформатора, готового активно продвигать реформы, сомнений не вызывают практически ни у кого. Особенно теперь, при нынешней экономической рецессии, вызванной внешними факторами в виде разного рода санкций, негативное влияние которых отрицать нельзя - и правительство обязано наконец создать внутренние стимулы для развития.
Не впервые публично Греф поднял тему неэффективности госуправления. Так, в октябре 2014-го он в рамках инвестфорума «Россия зовет» заявлял о «немыслимых» издержках из-за некачественного управления государством, которое приводит к тому, что не ощущается отдачи от гигантских средств, выделяемых на целевые федеральные программы (приведенная им цифра за 5 лет - 5 триллионов рублей).
«Я сам готов налогов платить больше и отправлять эти деньги туда, где они превращаются в нечто эффективное для нашего общества. Но проблема в том, что никто не верит в то, что будет создано нечто эффективное. Он призвал к обсуждению главной проблемы: как можно заставить налоги работать на общество и как помочь механизму госуправления стать более эффективным и компактным.
По поводу создания единого центра по генерированию решений, предложенного президенту Грефом, многие высказываются как о хорошей идее. Представители бизнеса считают, что сейчас остро нужна подобная площадка, где они совместно с представителями госучреждений и банковской сферы, представляли бы власти свои идеи и предложения. Другие же опасаются плохой корреляции работы параллельного властного органа с деятельностью правительства в целом, полагая, что создание внешнего относительно правительства центра для осуществления структурных реформ чревато ситуацией, когда произойдет отрыв операционной деятельности правительства от структурной реформы.
Сторонники создания центра высказывают также надежду, что у Грефа имеются идеи и на счет ситуации, когда альтернативный орган принятия решений будет создан, однако не изменится состав исполнителей. Надеются и на его решимость идти в претворении своих идей в жизнь до конца – от нее многое может зависеть. Впрочем, он на это способен вполне: это доказывает его первый решительный шаг в виде публичной презентации программы президенту. Часть чиновников и предпринимательского сообщества полагают, что прислушаться к Грефу президенту стоит, но сомневаются в целесообразности создания центра реформ. Высказывается мнение о назначении главы Сбербанка главой правительства с полномочным мандатом на проведение реформ, наделив его ответственностью не рядового министра, а премьера.
Страна ждет продолжения. По словам Д. Пескова, пресс-секретаря президентской администрации, предложений подобного рода имеется немало, и идея Г. Грефа может наравне с прочими получить развитие. Вопрос пока обсуждается, и дедлайн обсуждения не обозначен.
В активе Грефа – четкое понимание задачи, менеджерские навыки и отличный опыт (в том числе работы в бюрократической системе). А главное – великолепная осведомленность о положении дел в реальном секторе экономики. Деятельность в Сбербанке дала ему навыки ведения заседаний многочисленных кредитных комитетов, и он хорошо ориентируется в том, кому нельзя, а кому необходимо выдавать кредиты – то есть способен наладить эффективное распределение государственных средств.
В Минэкономразвития, сотрудники которого имеют опыт работы с несколькими министрами, полагают, что из них всех именно Греф отличается нацеленностью на всевозможные реформы и инновации. Чиновники министерства и ряд экспертов говорят о программе социально-экономического развития, представленная в 2000м президенту Центром стратегических разработок, которым руководил Греф, как о лучшей программе либеральных реформ из всех, продекларированных властями.
Сам Герман Оскарович признается, что ту программу удалось реализовать только наполовину. Часть инициатив, признанных особо либеральными (вроде разделения «Газпрома» на две компании, отдельно занимающиеся добычей и газотранспортной системой, против которого выступил Путин), вообще осталась без рассмотрения.
Для более нейтральных идей, поддерживаемых им, все сложилось иначе: было, например, предложено создать льготный режим для зарубежных автопроизводителей, и это обеспечило России создание целой отрасли фактически заново.
Многие характеризуют Грефа как самого последовательного из всех министров, приводя в качестве примера отстаивание им своих позиций в противостоянии с Минфином, принципом которого продолжает оставаться позиция «денег нет». Высказывается и такое мнение, что Грефу отчасти не повезло: годы, когда он осуществлял руководство министерством, были относительно благополучными, с выгодными ценами на нефть и быстрыми (высочайшими за весь период новейшей российской истории - 7,2% в среднем) темпами роста экономики. Поэтому предлагаемые им радикальные реформы быстро потеряли актуальность. Однако, пока ситуация позволяла, министр постоянно старался проводить реальные изменения через правительство.
Поводом для критики в адрес нынешнего главы Сбербанка сотрудники ведомства считают вспыльчивость его и резкость в суждениях, а также склонность перегружать подчиненных работой до ночи, в том числе в выходные. Это служило даже поводом к напряженным отношениям – например, с Михаилом Фрадковым в бытность его премьер-министром. Обоюдное недовольство доходило до раздражения: премьер подвергал Грефа постоянной критике в связи с нежеланием удвоить ВВП, а тот открыто не воспринимал некоторые взгляды начальника.
Когда правительство Фрадкова ушло осенью 2007-го с поста, возможно, это стало для Грефа импульсом оставить госслужбу: это связано с возникшей постоянной необходимостью преодоления бюрократических барьеров и отсутствием карт-бланша на проведение реформ. По поводу целесообразности назначения его руководителем Сбербанка у большинства наблюдателей были сомнения, но сам Греф считал, что вполне способен справиться: нужно лишь время, чтобы проявить эту способность.
И действительно, время убедительно показало потенциал экс-министра как великолепного антикризисного менеджера, сумевшего добиться создания эффективной управленческой команды, которая общими усилиями сделала «Сбер» современным преуспевающим банком.
Благодаря эффективной и слаженной работе команды менеджмента банк за последние годы улучшил финансовые результаты и реализовал ряд важных реформаторских проектов. К ним можно отнести приобретение активов за рубежом и оптимизацию структуры с запуском онлайн-Сбербанка, позволившим предоставлять интернет-услуги клиентам.
Это действительно подтверждают цифры из отчетности банка, свидетельствующие о росте прибыли до налогообложения, операционных доходов, чистой прибыли выросли с 2008го по 2013й более чем в три раза (в 2013м году объем чистой прибыли по МСФО достиг 362 млрд руб.). Увеличение активов демонстрирует еще более впечатляющие результаты: в конце 2013-го они достигли 18,2 трлн. против 4,9 трлн по итогам 2007-го. Зафиксирован рост объема средств клиентов за этот же период до 12,1 трлн руб. против 3,9 трлн.
В последнее время необходимость увеличения резервов приводит к снижению прибыли, однако эта ситуация коснулась и других банков. Восстановление показателей прибыльности вполне достижимо, но произойдет это только после улучшения состояния экономики.
Приведшие к закрытию внешних рынков санкции, безусловно, влияют негативно, однако Сбербанк может рассчитывать на стабильность хороших показателей по привлечению вкладов от физлиц, занимающему примерно 50% рынка.
Все это позволяет согласиться с мнением экспертов о Германе Грефе как о руководителе перспективном и способном влиять на ситуацию, в том числе посредством нестандартных ходов.