Главная / Публикации / Новости / Индекс Иванова: резкое снижение потребительской уверенности россиян в IV квартале
Индекс Иванова: резкое снижение потребительской уверенности россиян в IV квартале
04 Января 2015 | Новости | Просмотров: 562
По свидетельству «потребительского (обновленного) индекса Иванова» конец 2014-го принес существенное снижение уровня потребительской уверенности среди россиян.
Индекс введен в аналитико-экспертный обиход Сбербанком и рассчитывается ежеквартально. Аналит-департаментом (Sberbank CIB) инвестиционной структуры банка он разработан как индикатор, центральным персонажем которого выступает типичный представитель среднего класса России, некий условный Иванов, и призван учитывать динамику сбережений и потребительских расходов, а также степень потребительской уверенности по РФ в целом.
В рассматриваемый период (4-й квартал) отмечалось стремление граждан защитить свои сбережения, связанное с ожидаемым ростом цен, которое, в свою очередь, стало следствием ослабления рубля – т. е наблюдался всплеск приобретений товарров длительного пользования. среди части россиян. В иных обстоятельствах подобные покупки не состоялись бы, или произошли позже. По итогам проведенного опроса, 4% респондентов поспешили взять машину, 10 - одежду, 15% - электронику и бытовую технику, не всегда нужную именно сейчас.
Характеризующий мнение потребителей об условиях для совершения крупных приобретений индекс снизился при этом с минусовых 12ти процентов в III квартале до минусовых 22 в IV. И это снижение, по мнению Sberbank CIB, есть следствие ухудшения ожиданий возможных покупателей (т. е многие полагают, что в наступившем году придется воздержаться от значительных покупок), а также общей макроэкономической неопределенности.
В отношении индекса нацблагосостояния – произошло его снижение до 51% (последний квартал года) относительно 19% с минусом в III-м. Ряд факторов обусловили это падение, они же стали причиной отрицательного влияния на оценку личного благосостояния на перспективу следующего года. Среди таких факторов можно назвать ускорение темпов инфляции на фоне заметного ослабления рубля и перспективное ухудшение на рынке труда.
Произошло также уменьшение общего индекса потреб-уверенности с минус семи процентов в III кв. 2014-го до минус двадцати четырех в IV кв. На эту динамику повлияли ухудшение перспектив на рынке труда (как следствие роста геополитической напряженности), инфляционные опасения, замедление экономического роста, обеспокоенность граждан ослаблением нацвалюты.
Среди наметившихся неутешительных тенденций можно отметить также следующие:
- Увеличивается и доля не имеющих сбережений «Ивановых»: она составила 42% относительно 37ми в середине года, а процент откладываемой на черный день доли месячного дохода сократился до 8,3% (IV кварт. 2014-го) по сравнению с 8,9% в III-м.
- Растет доля чувствительных к колебаниям цен покупателей — в сентябре их было 69%, в декабре – уже 73%.
- Не изменилась рублевая стоимость и структура семейного бюджета у 46% опрошенных, что в реальном выражении предполагает сокращение уровня потребления.
- Мысли о необходимости создания продуктовых запасов возникли у 20% респондентов, а это чревато снижением спроса на первое полугодие 2015-го, так полагают в Sberbank CIB.
Индекс введен в аналитико-экспертный обиход Сбербанком и рассчитывается ежеквартально. Аналит-департаментом (Sberbank CIB) инвестиционной структуры банка он разработан как индикатор, центральным персонажем которого выступает типичный представитель среднего класса России, некий условный Иванов, и призван учитывать динамику сбережений и потребительских расходов, а также степень потребительской уверенности по РФ в целом.
В рассматриваемый период (4-й квартал) отмечалось стремление граждан защитить свои сбережения, связанное с ожидаемым ростом цен, которое, в свою очередь, стало следствием ослабления рубля – т. е наблюдался всплеск приобретений товарров длительного пользования. среди части россиян. В иных обстоятельствах подобные покупки не состоялись бы, или произошли позже. По итогам проведенного опроса, 4% респондентов поспешили взять машину, 10 - одежду, 15% - электронику и бытовую технику, не всегда нужную именно сейчас.
Характеризующий мнение потребителей об условиях для совершения крупных приобретений индекс снизился при этом с минусовых 12ти процентов в III квартале до минусовых 22 в IV. И это снижение, по мнению Sberbank CIB, есть следствие ухудшения ожиданий возможных покупателей (т. е многие полагают, что в наступившем году придется воздержаться от значительных покупок), а также общей макроэкономической неопределенности.
В отношении индекса нацблагосостояния – произошло его снижение до 51% (последний квартал года) относительно 19% с минусом в III-м. Ряд факторов обусловили это падение, они же стали причиной отрицательного влияния на оценку личного благосостояния на перспективу следующего года. Среди таких факторов можно назвать ускорение темпов инфляции на фоне заметного ослабления рубля и перспективное ухудшение на рынке труда.
Произошло также уменьшение общего индекса потреб-уверенности с минус семи процентов в III кв. 2014-го до минус двадцати четырех в IV кв. На эту динамику повлияли ухудшение перспектив на рынке труда (как следствие роста геополитической напряженности), инфляционные опасения, замедление экономического роста, обеспокоенность граждан ослаблением нацвалюты.
Среди наметившихся неутешительных тенденций можно отметить также следующие:
- Увеличивается и доля не имеющих сбережений «Ивановых»: она составила 42% относительно 37ми в середине года, а процент откладываемой на черный день доли месячного дохода сократился до 8,3% (IV кварт. 2014-го) по сравнению с 8,9% в III-м.
- Растет доля чувствительных к колебаниям цен покупателей — в сентябре их было 69%, в декабре – уже 73%.
- Не изменилась рублевая стоимость и структура семейного бюджета у 46% опрошенных, что в реальном выражении предполагает сокращение уровня потребления.
- Мысли о необходимости создания продуктовых запасов возникли у 20% респондентов, а это чревато снижением спроса на первое полугодие 2015-го, так полагают в Sberbank CIB.