Новые стандарты государственного самоуправления
С 1 сентября в 13 крупнейших акционерных обществах, принадлежащих государству, правительством в директивном порядке будет внедрен новый кодекс корпоративного управления, утвержденный в феврале, подразумевающий переход с 2015 года к формированию советов директоров в таких структурах, как «Газпром», Сбербанк, «Роснефть» и РЖД, не менее чем треть в которых будут независимыми. Новое определение кодекса не предусматривает получение каких-либо директив от госсобственника.
Данным направлением уже несколько лет ведет первый вице-премьер; во время утверждения кодекса премьер-министром Дмитрием Медведевым предлагалось обсуждение вопроса об обязательном исполнении крупнейшими государственным АО положений кодекса, принятых правительством для всех АО в качестве рекомендации.
После ряда совещаний в конце июля аппарат правительства определил список государственных АО, где положения кодекса должны исполняться в обязательном порядке. На сегодня в нем находится 13 компаний, среди которых – два крупнейших госбанка (причем в отношении Сбербанка, что контролируется банком России, процедуры будут носить особый характер), «Аэрофлот», «Россети», «Совкомфлот», РЖД, «Роснефть», «Газпром». К ним в последний момент была добавлена ФСК ЕЭС.
Как утверждают источники в правительстве, все, что удалось оговорить для себя АО, – это необходимость специальной оценки рисков внедрения кодекса и проведения семинаров рабочей группы, создающей МФЦ. К концу года 13 АО должны будут сформировать и передать в правительство «дорожные карты», прописывающие реализацию положений кодекса и оценки рисков для этой спецоперации, согласованные с Росимуществом.
Сегодняшняя версия Кодекса используется Московской биржей как рекомендательный документ, формальное соблюдение норм которого есть условие листинга, но, вопреки нахождению в списках РТС-ММВБ большого количества эмитентов из «списка 13», скандальных прецедентов по ним до сих пор не было. По некоторым данным в июле Минэкономики выступило с инициативой включения положения кодекса в типовой устав АО, но такая инициатива не была поддержана правительством, как и не обсуждена идея обязательного принятия АО из списка кодекса как внутреннего документа. Это смогло бы решить значительное количество проблем миноритарных акционеров предприятий, которые бы получили право подачи исков в суд, если кодекс будет нарушен.
На сегодня иски могут быть лишь в случае нарушения АО внутренних документов, ведь примерно с 2005 года все компании списка обладают собственными корпоративными кодексами, которые имеют, как правило, более туманные и расплывчатые формулировки, чем общий, утвержденный правительством, кодекс. Самым важным его положением являются новые нормы, защищающие права миноритарщиков.
Сегодня у Росимущества, формально управляющего пакетами большинства списка АО, есть две группы членов советов директоров, подходящих под внутренние критерии определения \\\"независимые\\\", что не описаны в законодательстве РФ: это независимые директора, как это понимают фондовые рынки и страны ЕС, Азии и США, и профессиональные поверенные, не зависящие от Росимущества, но имеющие в некоторых вопросах директивы на голосование. Новой версией кодекса число претендентов на пост такого директора значительно ограничивается; также теперь требуется обязательная предквалификация кандидатов в члены советов директоров АО в качестве независимых. Помимо этого, профессиональные поверенные Росимущества, согласно условиям нового кодекса, не могут иметь статусе независимого директора; они могут продолжать работать, но количество реально независимых руководителей в АО без них должно насчитывать не менее трети от общего числа.
Итак, «директивное» большинство при исполнении новых условий кодекса у государства может быть лишь в АО, где ему принадлежит не менее 84% акций. Таких компаний четыре: РЖД, «Совкомфлот», «РусГидро» и «Транснефть». В других компаниях буквальное исполнение кодекса означает потерю абсолютной управляемости предприятия указаниями государства.
Большинство компаний поручений Игоря Шувалова пока не получали, поэтому данное положение дел не комментируют. При этом большинство из них неофициально говорит о том, что листинг на Московской бирже и так обязывает их соблюдать кодекс. В «РусГидро» отметили, что новая редакция кодекса внимательно изучается. В «Россетях» также собираются привести собственный кодекс в соответствие с новыми положениями; при этом суть изменений не раскрывается. Кодекс создает как минимум проблемы с независимыми директорами. Так, совет директоров «Ростелекома» количеством в одиннадцать человек был представлен лишь одним таким директором – Дэвидом Бенелло: пресс-служба «Ростелекома»» сообщила, что пожелание правительства там обязательно будет учтено.
Уже сейчас понятно, что основная борьба с ноября начнется в самих АО, сформулировавших свое понимание положений кодекса, и правительство будет вправе с ними не согласиться. Для всех 13 предприятий существует единый срок утверждения «дорожных карт» по переходу к новому кодексу: это март 2015 года.
Данным направлением уже несколько лет ведет первый вице-премьер; во время утверждения кодекса премьер-министром Дмитрием Медведевым предлагалось обсуждение вопроса об обязательном исполнении крупнейшими государственным АО положений кодекса, принятых правительством для всех АО в качестве рекомендации.
После ряда совещаний в конце июля аппарат правительства определил список государственных АО, где положения кодекса должны исполняться в обязательном порядке. На сегодня в нем находится 13 компаний, среди которых – два крупнейших госбанка (причем в отношении Сбербанка, что контролируется банком России, процедуры будут носить особый характер), «Аэрофлот», «Россети», «Совкомфлот», РЖД, «Роснефть», «Газпром». К ним в последний момент была добавлена ФСК ЕЭС.
Как утверждают источники в правительстве, все, что удалось оговорить для себя АО, – это необходимость специальной оценки рисков внедрения кодекса и проведения семинаров рабочей группы, создающей МФЦ. К концу года 13 АО должны будут сформировать и передать в правительство «дорожные карты», прописывающие реализацию положений кодекса и оценки рисков для этой спецоперации, согласованные с Росимуществом.
Сегодняшняя версия Кодекса используется Московской биржей как рекомендательный документ, формальное соблюдение норм которого есть условие листинга, но, вопреки нахождению в списках РТС-ММВБ большого количества эмитентов из «списка 13», скандальных прецедентов по ним до сих пор не было. По некоторым данным в июле Минэкономики выступило с инициативой включения положения кодекса в типовой устав АО, но такая инициатива не была поддержана правительством, как и не обсуждена идея обязательного принятия АО из списка кодекса как внутреннего документа. Это смогло бы решить значительное количество проблем миноритарных акционеров предприятий, которые бы получили право подачи исков в суд, если кодекс будет нарушен.
На сегодня иски могут быть лишь в случае нарушения АО внутренних документов, ведь примерно с 2005 года все компании списка обладают собственными корпоративными кодексами, которые имеют, как правило, более туманные и расплывчатые формулировки, чем общий, утвержденный правительством, кодекс. Самым важным его положением являются новые нормы, защищающие права миноритарщиков.
Сегодня у Росимущества, формально управляющего пакетами большинства списка АО, есть две группы членов советов директоров, подходящих под внутренние критерии определения \\\"независимые\\\", что не описаны в законодательстве РФ: это независимые директора, как это понимают фондовые рынки и страны ЕС, Азии и США, и профессиональные поверенные, не зависящие от Росимущества, но имеющие в некоторых вопросах директивы на голосование. Новой версией кодекса число претендентов на пост такого директора значительно ограничивается; также теперь требуется обязательная предквалификация кандидатов в члены советов директоров АО в качестве независимых. Помимо этого, профессиональные поверенные Росимущества, согласно условиям нового кодекса, не могут иметь статусе независимого директора; они могут продолжать работать, но количество реально независимых руководителей в АО без них должно насчитывать не менее трети от общего числа.
Итак, «директивное» большинство при исполнении новых условий кодекса у государства может быть лишь в АО, где ему принадлежит не менее 84% акций. Таких компаний четыре: РЖД, «Совкомфлот», «РусГидро» и «Транснефть». В других компаниях буквальное исполнение кодекса означает потерю абсолютной управляемости предприятия указаниями государства.
Большинство компаний поручений Игоря Шувалова пока не получали, поэтому данное положение дел не комментируют. При этом большинство из них неофициально говорит о том, что листинг на Московской бирже и так обязывает их соблюдать кодекс. В «РусГидро» отметили, что новая редакция кодекса внимательно изучается. В «Россетях» также собираются привести собственный кодекс в соответствие с новыми положениями; при этом суть изменений не раскрывается. Кодекс создает как минимум проблемы с независимыми директорами. Так, совет директоров «Ростелекома» количеством в одиннадцать человек был представлен лишь одним таким директором – Дэвидом Бенелло: пресс-служба «Ростелекома»» сообщила, что пожелание правительства там обязательно будет учтено.
Уже сейчас понятно, что основная борьба с ноября начнется в самих АО, сформулировавших свое понимание положений кодекса, и правительство будет вправе с ними не согласиться. Для всех 13 предприятий существует единый срок утверждения «дорожных карт» по переходу к новому кодексу: это март 2015 года.