Сертификат VS законопроект
В стремлении к сохранению такого механизма привлечения средств частных лиц, как сберегательные сертификаты, Сбербанк пытается достучаться до высших чинов страны в области финансов. Так, идея о заморозке поправок Минфина о запрете сберегательных сертификатов на предъявителя лоббируется на уровне правительства и ЦБ. Если эта попытка будет неудачной, у крупнейшего игрока есть риск потери относительно дешевого и практически эксклюзивного для него источника длинного фондирования и конкуренции с остальными банками на равных.
В письме от 7 августа, что стало доступно прессе, Белла Златкис доводит позицию Сбербанка в отношении данного законопроекта: Сбербанк, являющийся крупнейшим эмитентом сертификатов на предъявителя (на 1 августа таких документов было выпущено на сумму в 353,2 млрд руб., и доля Сбербанка в них составила 90%), озабочен сложившейся ситуацией, особенно в свете приближающегося второго (ключевого) чтения законопроекта в Госдуме.
В данной ситуации Сбербанк категоричен: исключение сберегательных сертификатов из обращения не обусловлено достаточными правовыми и фактическими основаниями – цитата из письма. Последствия же принятия законопроекта, по словам автора письма, еще более драматичны. Такое решение приведет к увеличению стоимости фондирования хедлайнера российской экономики, что тут же найдет отражение в стоимости кредитов для реального сектора и в снижении инвестиционной активности. Однако сберсертификаты очень сложно назвать основным источником фондирования госбанка. Данные его отчетности на 1 августа свидетельствуют о том, что средства физлиц, что размещены на счетах банка, составляют более 8 триллионов рублей, средства юрлиц – более 3,5 триллионов. Корпоративный кредитный портфель составляет 9,44 триллионов рублей.
Сберегательным сертификатом называется ценная бумага, что удостоверяет сумму вклада, которую внесло в банк физлицо, и право держателя сертификата на получение суммы вклада и процентов по нему после истечения установленного срока. Согласно действующего законодательства сертификат может быть именным или на предъявителя. Именные документы страхуются государством; максимальная сумма страховки – 700 тысяч рублей. Сертификаты на предъявителя не являются частью системы страхования вкладов.
Почему именно сертификаты на предъявителя столь привлекательны для Сбербанка понятно: они не страхуются государством, в отличие от именных документов. С полученных таким образом средств от частных лиц банки не делают отчислений в систему страхования, что дает возможность без увеличения стоимости привлекать средства граждан на таких продуктах. В глазах граждан именно сбербанковские сертификаты выгодны еще и по той причине, что вместе с высокими ставками риск остаться без страховки по ним в случае отзыва лицензии практически равна нулю. Все эти факторы позволили Сбербанку увеличить объем средств частных лиц многократно, активно продвигая этот инструмент с 2012 года. В июне нынешнего года Сбербанком были подняты ставки по данному виду сбережений, в результате чего максимальная доходность была поднята до 10,5%, тогда как максимальная ставка по вкладам составляет в банке 8,07%. Итогом июля стало увеличение Сбербанком объема средств, что были привлечены через сберсертификаты, более чем на 10 миллиардов рублей.
В Минфине убеждены, что, раз сберсертификат не предусматривает отслеживания перехода прав от лица к лицу, не ограничен по сумме и не предполагает какого-либо контроля, его использование делает антикоррупционное законодательство и меры борьбы с отмыванием денег менее эффективным. Другим важным фактором является риск недонесения информации до покупателей и пользователей ценного документа об отсутствии государственной страховки. Заменить их Минфин предлагает незастрахованными «депозитными сертификатами» и для физических, и для юрлиц, права которых в обязательном порядке учитываются в депозитариях, за услуги которых, между прочим, нужно платить, и именно это, как говорится в письме, и не устраивает Сбербанк.
Свое нежелание терять недорогой и в свете расчистки ЦБ банковского рынка уникальный источник фондирования Сбербанк привязывает в основном к интересам клиентов: по их сбережениям им будет недоступна высокая доходность. Привязка владельца сертификата к физическому месту открытия счета сделает сложным использование его в качестве подарка, наследства и т.д. Таким образом, по словам г-жи Златкис, весьма обширная аудитория перестанет интересоваться бумагами, а функционирование продукта для физических и юридических лиц одновременно будет использоваться в теневых процессах. А риски сберсертификатов, указанные Минфином, считают в Сбербанке, можно урегулировать нормативным актом ЦБ.
Сможет ли Сбербанк отстоять свои позиции – пока неизвестно. Все многочисленные обращения и аргументы финансовой структуры пока не услышаны. В Минэкономики сообщают лишь, что письмо находится в работе, позиция министерства пока не определена, ведутся консультации с Минфином.
В Банке России также дали ответ о том, что вопрос рассматривается. Однако в Минфине настаивают на своем: их идея – в ограничении использования сберегательных сертификатов на предъявителя в качестве инструмента, не очень эффективного с точки зрения борьбы с отмыванием, и в создании депонируемых депозитных сертификатов. Там от своей идеи отказываться не собираются. Позиция Минфина находит поддержку и в Международной конфедерации обществ потребителей, однако причина её – в другом. Как считает ее председатель Дмитрий Янин, любые банки, что привлекают средства населения, должны являться частью системы страхования вкладов и платить отчисления в её фонд. Сбербанк же, пользуясь статусом крупнейшего госбанка, имеет необоснованное конкурентное преимущество, экономя на отчислениях в фонд страхования, имея на рынке незащищенный продукт.
В письме от 7 августа, что стало доступно прессе, Белла Златкис доводит позицию Сбербанка в отношении данного законопроекта: Сбербанк, являющийся крупнейшим эмитентом сертификатов на предъявителя (на 1 августа таких документов было выпущено на сумму в 353,2 млрд руб., и доля Сбербанка в них составила 90%), озабочен сложившейся ситуацией, особенно в свете приближающегося второго (ключевого) чтения законопроекта в Госдуме.
В данной ситуации Сбербанк категоричен: исключение сберегательных сертификатов из обращения не обусловлено достаточными правовыми и фактическими основаниями – цитата из письма. Последствия же принятия законопроекта, по словам автора письма, еще более драматичны. Такое решение приведет к увеличению стоимости фондирования хедлайнера российской экономики, что тут же найдет отражение в стоимости кредитов для реального сектора и в снижении инвестиционной активности. Однако сберсертификаты очень сложно назвать основным источником фондирования госбанка. Данные его отчетности на 1 августа свидетельствуют о том, что средства физлиц, что размещены на счетах банка, составляют более 8 триллионов рублей, средства юрлиц – более 3,5 триллионов. Корпоративный кредитный портфель составляет 9,44 триллионов рублей.
Сберегательным сертификатом называется ценная бумага, что удостоверяет сумму вклада, которую внесло в банк физлицо, и право держателя сертификата на получение суммы вклада и процентов по нему после истечения установленного срока. Согласно действующего законодательства сертификат может быть именным или на предъявителя. Именные документы страхуются государством; максимальная сумма страховки – 700 тысяч рублей. Сертификаты на предъявителя не являются частью системы страхования вкладов.
Почему именно сертификаты на предъявителя столь привлекательны для Сбербанка понятно: они не страхуются государством, в отличие от именных документов. С полученных таким образом средств от частных лиц банки не делают отчислений в систему страхования, что дает возможность без увеличения стоимости привлекать средства граждан на таких продуктах. В глазах граждан именно сбербанковские сертификаты выгодны еще и по той причине, что вместе с высокими ставками риск остаться без страховки по ним в случае отзыва лицензии практически равна нулю. Все эти факторы позволили Сбербанку увеличить объем средств частных лиц многократно, активно продвигая этот инструмент с 2012 года. В июне нынешнего года Сбербанком были подняты ставки по данному виду сбережений, в результате чего максимальная доходность была поднята до 10,5%, тогда как максимальная ставка по вкладам составляет в банке 8,07%. Итогом июля стало увеличение Сбербанком объема средств, что были привлечены через сберсертификаты, более чем на 10 миллиардов рублей.
В Минфине убеждены, что, раз сберсертификат не предусматривает отслеживания перехода прав от лица к лицу, не ограничен по сумме и не предполагает какого-либо контроля, его использование делает антикоррупционное законодательство и меры борьбы с отмыванием денег менее эффективным. Другим важным фактором является риск недонесения информации до покупателей и пользователей ценного документа об отсутствии государственной страховки. Заменить их Минфин предлагает незастрахованными «депозитными сертификатами» и для физических, и для юрлиц, права которых в обязательном порядке учитываются в депозитариях, за услуги которых, между прочим, нужно платить, и именно это, как говорится в письме, и не устраивает Сбербанк.
Свое нежелание терять недорогой и в свете расчистки ЦБ банковского рынка уникальный источник фондирования Сбербанк привязывает в основном к интересам клиентов: по их сбережениям им будет недоступна высокая доходность. Привязка владельца сертификата к физическому месту открытия счета сделает сложным использование его в качестве подарка, наследства и т.д. Таким образом, по словам г-жи Златкис, весьма обширная аудитория перестанет интересоваться бумагами, а функционирование продукта для физических и юридических лиц одновременно будет использоваться в теневых процессах. А риски сберсертификатов, указанные Минфином, считают в Сбербанке, можно урегулировать нормативным актом ЦБ.
Сможет ли Сбербанк отстоять свои позиции – пока неизвестно. Все многочисленные обращения и аргументы финансовой структуры пока не услышаны. В Минэкономики сообщают лишь, что письмо находится в работе, позиция министерства пока не определена, ведутся консультации с Минфином.
В Банке России также дали ответ о том, что вопрос рассматривается. Однако в Минфине настаивают на своем: их идея – в ограничении использования сберегательных сертификатов на предъявителя в качестве инструмента, не очень эффективного с точки зрения борьбы с отмыванием, и в создании депонируемых депозитных сертификатов. Там от своей идеи отказываться не собираются. Позиция Минфина находит поддержку и в Международной конфедерации обществ потребителей, однако причина её – в другом. Как считает ее председатель Дмитрий Янин, любые банки, что привлекают средства населения, должны являться частью системы страхования вкладов и платить отчисления в её фонд. Сбербанк же, пользуясь статусом крупнейшего госбанка, имеет необоснованное конкурентное преимущество, экономя на отчислениях в фонд страхования, имея на рынке незащищенный продукт.