Закон FATCA: к чему готовиться?
Сбербанк России приступил к масштабной процедуре по подготовке к исполнению требований т.н. закона FATCA. Он обязывает банки предоставлять данные о своих клиентах, являющихся гражданами США американскому Налоговому управлению. С этой целью Сбербанк России привлекает консультанта, стоимость которого - 65 млн рублей.
Как свидетельствует документация, на которую ссылается один из ведущих порталов России, посвященный банкам, крупнейшая кредитная организация России находится в поиске компании-консультанта, которая помогла бы сделать оценку влияния на Группу Сбербанка России американского законодательства. В частности, речь идет о налогообложении в соответствии с законом «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA), и подготовке банка к организации исполнения Группой данных требований.
По окончанию конкурса победившая компания будет оказывать Сбербанку услуги консультационного плана: это оценка продуктов, линий бизнеса, процессов и систем, а также в целом компаний и банков, входящих в Группу Сбербанка России. Также консультант будет давать Сбербанку советы по устранению недостатков во внутренних процессах и всех других отраслях работы банка, которые не отвечают нормам FATCA, и разрабатывать план необходимых изменений, срок введения которых - июль 2014 года.
Как всегда, поиск будущего партнера осуществляется по самым высоким критериям. Среди условий банка – обязательное наличие соответствующего опыта работы, наличие в команде как минимум двух специалистов из иностранных офисов, обладающих практическим опытом работы по проектам FATCA и свободно владеющих русским и английским языками. Команда также должна иметь международный опыт по подготовке и согласованию межправительственных соглашений; в её составе должен быть специалист, имеющий опыт работы в Налоговом управлении или Казначействе США, который принимал участие в разработке закона FATCA.
По данным опроса, проведенного некоммерческим партнерством «Национальный платежный совет», в сентябре 2012 года в 36 кредитных организациях, приблизительная сумма, которую потратит работающий в России банк на приведение бизнеса в соответствие требованиям стандарта FATCA – это 39,2 млн рублей.
Компания, победившая в конкурсе, получит от Сбербанка 64,5 млн рублей.
Собственно, FATCA (Foreign account tax compliance act) - это закон «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения», принятый в 2010 году. Его призвание - помочь США найти своих граждан, не выполняющих свой долг по уплате налогов. Закон содержит требование к финансовым организациям всего мира, имеющих дело со счетами или имуществом граждан Америки, предоставлять Налоговому управлению США данные о совершенных в этих организациях операциях их американских клиентов.
Для выполнения этого положения организации должны либо самостоятельно направлять необходимые данные, либо ждать заключения межправительственного соглашения между Россией и США. Такое соглашение не заключено, однако с июля 2014 года вступают в силу положения закона, согласно которых финансовые учреждения будут нести «наказание» за не передачу информации о счетах американских клиентов. И такого рода наказания могут быть довольно внушительными. Так, по прогнозу заместителя председателя Сбербанка Беллы Златкис, отказ присоединения к соглашению FATCA опасен тем, что после каждой операции, которая содержит в своих платежных реквизитах доллары, будут наложены штрафные санкции размером до 30% от суммы платежа. Учитывая, что «Сбер» - очень большой банк со множеством клиентов и немыслимым количеством таких операций, убытки могут быть значительными.
По мнению экспертов, для такой огромной структуры, как Сбербанк, сумма в 64,5 млн рублей не так уж велика. Но «Сбер» заслуживает уважения за уже начатую работу с целью все успеть сделать в срок – ведь большинство российских кредитных организации только начинают готовиться к вступлению в силу закона FATCA. Так, например, в Банке24.ру говорят о том, что знают о вступлении в силу закона летом 2014 года, но до января ждут принятия решения на законодательном уровне. С начала нового года банк будет активно действовать самостоятельно, поскольку в интересах банка защита клиентов от потери значительных сумм, автоматически уходящих в налоговые органы США в случае несоответствия банка требованиям FATCA.
Безусловно, для приведения бизнеса российских банков к стандартам FATCA потребуется много сил и ресурсов. Дочерним банкам зарубежных игроков рынка финансов в этом отношении значительно легче - они получат систему в «наследство» от своих заграничных банков в странах, уже заключивших соглашение с США. У большинства российских банков, особенно небольших, нет опыта, который имеют их иностранные коллеги.
Точную сумму затрат для реализации требований FATCA никто из опрошенных банкиров не назвал, поскольку конечная сумма во многом зависит от того, каким способом передачи информации будет пользоваться банк. По мнению специалистов из Промсвязьбанка, в связи с отсутствием ясной позиции государства по данному вопросу, подсчет конечной суммы на реализацию проекта усложняется. Понятно только, что данный проект будет нести значительные затраты для отечественных банков. Это, в первую очередь, выделение затрат на аналитическую работу по внедрению проекта, затем - этап приведения IT-систем в состояние, которое требует американский закон, не исключая необходимость закупки дополнительного программного обеспечения. Здесь же следует выделить затраты на обучение сотрудников. Поэтому полная оценка может быть сделана лишь после заключения соглашения между правительствами и определения точного перечня работ.
Как свидетельствует документация, на которую ссылается один из ведущих порталов России, посвященный банкам, крупнейшая кредитная организация России находится в поиске компании-консультанта, которая помогла бы сделать оценку влияния на Группу Сбербанка России американского законодательства. В частности, речь идет о налогообложении в соответствии с законом «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA), и подготовке банка к организации исполнения Группой данных требований.
По окончанию конкурса победившая компания будет оказывать Сбербанку услуги консультационного плана: это оценка продуктов, линий бизнеса, процессов и систем, а также в целом компаний и банков, входящих в Группу Сбербанка России. Также консультант будет давать Сбербанку советы по устранению недостатков во внутренних процессах и всех других отраслях работы банка, которые не отвечают нормам FATCA, и разрабатывать план необходимых изменений, срок введения которых - июль 2014 года.
Как всегда, поиск будущего партнера осуществляется по самым высоким критериям. Среди условий банка – обязательное наличие соответствующего опыта работы, наличие в команде как минимум двух специалистов из иностранных офисов, обладающих практическим опытом работы по проектам FATCA и свободно владеющих русским и английским языками. Команда также должна иметь международный опыт по подготовке и согласованию межправительственных соглашений; в её составе должен быть специалист, имеющий опыт работы в Налоговом управлении или Казначействе США, который принимал участие в разработке закона FATCA.
По данным опроса, проведенного некоммерческим партнерством «Национальный платежный совет», в сентябре 2012 года в 36 кредитных организациях, приблизительная сумма, которую потратит работающий в России банк на приведение бизнеса в соответствие требованиям стандарта FATCA – это 39,2 млн рублей.
Компания, победившая в конкурсе, получит от Сбербанка 64,5 млн рублей.
Собственно, FATCA (Foreign account tax compliance act) - это закон «О раскрытии иностранных счетов для целей налогообложения», принятый в 2010 году. Его призвание - помочь США найти своих граждан, не выполняющих свой долг по уплате налогов. Закон содержит требование к финансовым организациям всего мира, имеющих дело со счетами или имуществом граждан Америки, предоставлять Налоговому управлению США данные о совершенных в этих организациях операциях их американских клиентов.
Для выполнения этого положения организации должны либо самостоятельно направлять необходимые данные, либо ждать заключения межправительственного соглашения между Россией и США. Такое соглашение не заключено, однако с июля 2014 года вступают в силу положения закона, согласно которых финансовые учреждения будут нести «наказание» за не передачу информации о счетах американских клиентов. И такого рода наказания могут быть довольно внушительными. Так, по прогнозу заместителя председателя Сбербанка Беллы Златкис, отказ присоединения к соглашению FATCA опасен тем, что после каждой операции, которая содержит в своих платежных реквизитах доллары, будут наложены штрафные санкции размером до 30% от суммы платежа. Учитывая, что «Сбер» - очень большой банк со множеством клиентов и немыслимым количеством таких операций, убытки могут быть значительными.
По мнению экспертов, для такой огромной структуры, как Сбербанк, сумма в 64,5 млн рублей не так уж велика. Но «Сбер» заслуживает уважения за уже начатую работу с целью все успеть сделать в срок – ведь большинство российских кредитных организации только начинают готовиться к вступлению в силу закона FATCA. Так, например, в Банке24.ру говорят о том, что знают о вступлении в силу закона летом 2014 года, но до января ждут принятия решения на законодательном уровне. С начала нового года банк будет активно действовать самостоятельно, поскольку в интересах банка защита клиентов от потери значительных сумм, автоматически уходящих в налоговые органы США в случае несоответствия банка требованиям FATCA.
Безусловно, для приведения бизнеса российских банков к стандартам FATCA потребуется много сил и ресурсов. Дочерним банкам зарубежных игроков рынка финансов в этом отношении значительно легче - они получат систему в «наследство» от своих заграничных банков в странах, уже заключивших соглашение с США. У большинства российских банков, особенно небольших, нет опыта, который имеют их иностранные коллеги.
Точную сумму затрат для реализации требований FATCA никто из опрошенных банкиров не назвал, поскольку конечная сумма во многом зависит от того, каким способом передачи информации будет пользоваться банк. По мнению специалистов из Промсвязьбанка, в связи с отсутствием ясной позиции государства по данному вопросу, подсчет конечной суммы на реализацию проекта усложняется. Понятно только, что данный проект будет нести значительные затраты для отечественных банков. Это, в первую очередь, выделение затрат на аналитическую работу по внедрению проекта, затем - этап приведения IT-систем в состояние, которое требует американский закон, не исключая необходимость закупки дополнительного программного обеспечения. Здесь же следует выделить затраты на обучение сотрудников. Поэтому полная оценка может быть сделана лишь после заключения соглашения между правительствами и определения точного перечня работ.