Сбербанк рассчитал новый индекс Иванова
Госбанк сообщил, что россияне в первом квартале этого года стали чувствовать себя увереннее в плане потребления. Это подтверждает свежий индекс Иванова, в котором принимается в расчет типичный представитель среднего класса. Результат получился равным 22%, а предыдущий год закончился с показателем 24%. Но имеется положительная динамика по всем составляющим индекса.
Ожидания благосостояния составили минус 1% (рост на 2 пункта) и минус 7% (плюс 3 пункта) относительно личных и национальных перспектив. Эксперты полагают, что этому способствовало замедление инфляции и приход курса рубля в более приемлемое положение. Но число респондентов, полагающих экономику страны нестабильной, возросло до 86%. Что говорит о готовности россиян к долгому и трудному пути восстановления экономики.
Россияне обеспокоены безработицей, так же сильно, как и инфляцией, боятся увольнения 44%. В конце прошлого года или в течение 3 месяцев этого около 20% респондентов отметили повышение оплаты своего труда на 5,6%, что дает среднее увеличение этого показателя на 1,4%.
Также отметилась положительная динамика относительно крупных покупок, индекс поднялся до минус 31% (на 3 пункта). Более всего этот момент заметен при сравнении с первым кварталом предыдущего года, когда потребители были перенасыщены товарами продолжительного пользования после бума конца 2014 года.
Число респондентов, не обладающих сбережениями, возросло до 41% (конец прошлого года 41%), при этом месячный заработок упал до 7% (на 1,3 пункта). Аналитики считают, что это связано с сокращением доходов в первом квартале по сравнению с концом предыдущего года.
Произошло увеличение доли Ивановых, чувствительных у уровню цен, на 1 пункт до 76%, весь прошлый год этот показатель оставался неизменным. Количество перешедших на более дешевую продукцию сохранило позицию 70%. При этом наметилась тенденция приобретения больших объемов дешевых продуктов питания, этот показатель вырос на 60%.
Исследователи отмечают, что совокупность компонентов индекса дает надежду на восстановление потребительских привычек, несмотря на то, что пока покупатели демонстрируют стремление приобретать более дешевые вещи.
Проведенное агентством Cint исследование построено на методике близкой к используемой в странах ЕС, но оценивает большее количество вопросов, отображающих поведение потребителей. Опрос проводился в 164 городах РФ с населением выше 100 000 человек в возрасте 18–65 лет. Всего приняли участие 2,3 тысячи человек. Допускается погрешность в 2%.